Война, начатая Россией против Украины, остро задает вопрос о месте Украины в архитектуре мира.

Война, начатая Россией против Украины, остро задает вопрос о месте Украины в архитектуре мира. Понятно, что по результатам войны оно изменится. В первую очередь речь идет об экономическом аспекте как ресурсном фундаменте для других составляющих, а также о роли нашей страны в безопасности региона. Новое место Украины будет предусматривать другое качество международных отношений, новый уровень взаимодействия с ключевыми глобальными игроками и крупнейшими экономиками мира. Учитывая это, сегодня для Украины поиск долгосрочных партнеров и союзников является приоритетом номер один, как никогда раньше.

Удивительно, но как в наши дни, так и раньше из фокуса внимания наших политических элит выпадала Япония, третья по величине экономика мира, ВВП которой составил 4,9 трлн. США в 2021 году. Член G7, который вскоре будет председательствовать в этой организации, одна из ведущих стран мира, Япония - это страна, близкая Украине не только из-за неразрешенных территориальных конфликтов с Россией, но и потому, что ищет новых возможностей и союзников, учитывая рост мощности и угрозы от Китая.

Экономическое взаимодействие между нашими странами крайне ограничено. Внешняя торговля между Украиной и Японией сводится в основном к незначительным объемам экспорта украинского сырья, в частности, зерна и металлургической продукции, и недиверсифицированному импорту из Японии, сосредоточенному на автомобилях и некоторых других машинах. Несмотря на ряд общих проектов, в частности строительство терминала в аэропорту «Борисполь» и продолжающуюся с 2015 года длительную эпопею с реконструкцией Бортницкой станции аэрации, масштаб возможностей Японии и потенциала того, что может предложить Украина, никак не соответствуют нынешнему уровню взаимодействия между странами. .

В расширенном интервью в 2021 году посол Японии в Украине Такаши Кураи в щекотливой манере, свойственной японцам, указал на основные проблемы, сдерживающие экономическое сотрудничество между нашими странами. Прежде всего, это медленное течение структурных реформ и неблагоприятная система налогообложения. Вежливость, свойственная японцам на национальном уровне, не позволяет им прямо указать одну из основных острых проблем Украины – всепоглощающую коррупцию, которую политические элиты уже даже не стесняются выносить на уровень международных скандалов. Один из основных примеров, затрагивающий Японию, – явно коррупционное освоение средств по договорам купли-продажи квот на выбросы парниковых газов в пределах Киотского протокола, заключенным с японскими компаниями. Несмотря на то, что в восточной дипломатической традиции такими фактами не принято тыкать в лицо,

Вместе с тем, несмотря на все имеющиеся внутренние проблемы Украины, даже во время войны Япония продолжает оказывать нашей стране существенную гуманитарную помощь. Это дает шанс на перезагрузку экономических взаимоотношений на новом, взаимовыгодном уровне. Однако, чтобы воспользоваться этим шансом, безусловно, Киеву придется проводить кардинальные реформы государственного управления, а кое в чем и изменять отношение к партнерам и стратегическому партнерству.

До сих пор Япония обычно практиковала так называемую низкоуровневую поддержку – финансирование проектов вне межгосударственных договоров. С 2002 года японское правительство реализует в Украине около 10 таких проектов в год по разным направлениям, в частности, медицинское оборудование для больниц, образовательные проекты, помощь местным общинам и т.д. Самыми интересными для Японии преимуществами Украины недавно были высокий уровень технологий и специалистов в инженерной сфере, а также выгодное географическое расположение.

 Однако, учитывая масштабную трансформацию мирового рынка, обусловленную пандемией COVID-19, а затем войной России против Украины, ситуация динамично меняется. Уже сейчас ведущие индустриальные страны пересматривают страны расположения производств критических компонентов (например, полупроводников) не только по экономическим соображениям, но учитывая вопросы безопасности (так называемый friend-shoring). И здесь возможность для Украины в том, что Япония переосмыслила свою стратегию национальной безопасности, определила потенциальные угрозы и теперь даже планирует постепенно увеличить вдвое расходы на оборону. Согласно новой доктрине безопасности Японии оказывается, что у наших стран подобные угрозы, а ничто так не сближает, как общие проблемы. Поэтому Украина могла бы стать стратегическим партнером Японии не только как площадка для технологических производств. в частности со значительной составляющей безопасности, для европейского рынка, учитывая подписанное 17 июля 2018 года двустороннее Соглашение о торговом партнерстве между Японией и ЕС, которое охватывает почти треть глобального ВВП. В долгосрочной перспективе нашим странам вполне по силам развивать и безопасное, даже военное сотрудничество ввиду стоящих перед ними стратегических угроз.

Украина платит кровью и страданиями своих граждан за приверженность западным цивилизационным ценностям, но, к сожалению, пока стоит в стороне от тектонических сдвигов глобальной экономической системы. Понятно, что фокус внимания украинского правительства полностью сосредоточен на сегодняшней войне. Однако нужно смотреть вперед. Украина должна занять место в глобальных экономических процессах, которое ей принадлежит по праву в соответствии с ценностями, которые она отстаивает в этой войне. И международные экономические отношения между Украиной и Японией – важный пункт в этом направлении.

Открытость Японии к финансированию небольших проектов, несмотря на сложность их администрирования, открывает возможность для более широкого взаимодействия объединений малого и среднего бизнеса Украины в части полученного проектного и грантового финансирования от японских финансовых институтов уже сейчас.

Стратегически Японию интересуют инфраструктурные проекты в Украине, а также участие в ее восстановлении после войны. Вообще говоря, Украина до сих пор никак не позиционировала себя в международных инфраструктурных проектах, например, китайском «Один пояс – один путь». Однако, учитывая рост противостояния Китая с Соединенными Штатами, которые являются стратегическим союзником Украины, и в большей степени на нейтральную позицию Поднебесной в российско-украинской войне, реализация подобных инициатив вряд ли будет уместна. Китай не единственный глобальный игрок в реализации системных инфраструктурных проектов. Начиная с 2011 года японские посольства и генеральные консульства были назначены «офицерами связи» для инфраструктурных проектов. По состоянию на 2017 год развитием этой сферы занималось 200 дипломатов в 73 странах мира.

Японская экономика работает на высоком технологическом уровне в условиях чрезвычайно низкого уровня безработицы и постоянного уровня занятости, без учета незначительных флуктуаций не меняется в течение последних 5 лет. Для достижения высоких темпов развития ей не хватает человеческого ресурса. Учитывая, что мир стоит на пороге нового технологического уклада, учитывая значительный технологический потенциал Японии, ей нужен полигон для отработки новых технологий, источник вдохновения для их производства и качественная рабочая сила, которая могла бы это все реализовать. Все это Страна восходящего солнца может найти в Украине. И учитывая корреляцию интересов безопасности японцев и украинцев существуют минимальные риски того, что потенциальное сотрудничество между нашими странами будет разрушено из-за разворота геополитического вектора Украины. Итак,

Несмотря на огромную разницу между культурами и колоссальные расстояния, Украина и Япония имеют гораздо больше общих стратегических интересов, чем может показаться на первый взгляд. Для того чтобы стать открытой для японского сотрудничества и инвестиций, Украине необходим более глубокий и вдумчивый подход к партнеру, уже пережившему послевоенное разрушение экономики, переосмыслению своего места в мире и стремительному экономическому росту, который сделал Японию одной из стран - бесспорных мировых лидеров.

Оставить комментарий

Эксклюзивные публикации

Реклама на сайте