емкость рынка в натуральном выражении по итогам 2022 г. снизилась на 55% и составила 2 млн т.

Украинский рынок металлоторговли можно считать индикатором общей экономической ситуации в Украине.

По оценкам "Метинвест СМЦ", емкость рынка в натуральном выражении по итогам 2022 года снизилась на 55% и составила 2 млн т. В денежном выражении объем рынка упал меньше – на 46%. Снижение удалось сгладить за счет существенной девальвации гривны (официального курса НБУ) во втором полугодии. Средний уровень цен в гривнах вырос в 2022 году на 20%.

При этом в долларовом эквиваленте цены на металлопродукцию также выросли на 5%. Причинами повышения долларовых цен стали резкий рост цен на международных рынках в первом полугодии 2022 года после начала войны на территории Украины, нарушение логистических цепочек поставок металлопроката из Украины, а также частичный уход России с рынков ЕС и Турции из-за введения санкций.

В целом результаты деятельности отдельных металлоторговых компаний в 2022 году более чем приемлемы.

Все опрошенные эксперты рынка отмечают, что больше всего снизился спрос со стороны строительной отрасли и производителей металлоконструкций. По оценкам "Метинвест СМЦ", спрос в строительном сегменте и производстве металлоконструкций упал на 70-75%. В частности, по данным Госстата, объем выполненных строительных работ в первом полугодии 2022 года упал в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Среди относительно стабильных потребителей металлопродукции эксперты называют машиностроение (в части оборонных заказов и производства сельхозтехники), предприятия АПК и пищевой промышленности (с лета-осени, когда началось восстановление разрушенного войной), метизное производство, а также предприятия, ориентированные на экспорт.

При этом операторы рынка отмечают, что часть заказчиков с начала войны частично откладывали свои планы, включающие приобретение металлопродукции, а затем по мере возможности возвращались к их выполнению. Также на спрос повлияла релокация производств в безопасные регионы, в частности, на западе страны.

Среди потребителей металла теперь выделяются и производители бронежилетов, для которых ряд компаний отрасли закупали в Европе и Турции специальную сталь.

Структура спроса в условиях войны изменилась под влиянием потребностей в металлопродукции в конкретных отраслях. Спад в строительстве привел к падению спроса на арматуру, строительную балку и фасонный прокат строительного назначения.

В сегменте металлопроката больше всего упало потребление арматуры. По оценкам компании Vartis, в связи с войной объем рынка арматуры в 2022 году не достигнет и 300 тыс. т. Для сравнения: в 2021 году он составил около 1 млн т. Компания прогнозирует, что потребление арматурного проката в 2023 году составит 350 –400 тыс. т.

Оставить комментарий

Эксклюзивные публикации

Реклама на сайте