Как противостояние США и Китая влияет на отношения Пекина и Москвы.

В этой статье мне бы хотелось поговорить о том, как противостояние Китая с США влияет на отношения Китая и России, укрепляя их связи. А также о том, почему Китай значительно усилил эти отношения, отказавшись критиковать российское вторжение в Украину, что стало неприятным сюрпризом для многих в нашей стране и за ее пределами. Начать придется, конечно же, с геополитики.

Геополитическое положение Китая

Все мы наслышана о том, что Китай является «мировой фабрикой», в которую непрерывным потоком идут ресурсы в виде нефти (13,5% от общего импорта, данные за 2022 г), газа (3,34%), железной (4,7%) и медной (2,1%) руды, сои (2,3%) и другой с/х продукции. На выходе же она выдает массу разнообразных товаров: телефонов (7,7%), компьютерной техники (5,2%), электроники (5,1%), электрооборудования (4,2%), запчастей (1,4%) и много чего еще. Движение всей этой массы ресурсов и продукции требует наличия обширных и надежных логистических маршрутов. Основная нагрузка при этом ложится на морской транспорт как самый дешевый вид перевозок, н-р, более 90% грузов между Китаем и Европой перевозится морским путем. 

Выделяют 3 основных торговых маршрута для экспорта и импорта Китая: Южно-Китайское море идеально подходит для торговли со странами Юго-Восточной Азии, Африки и Океании. Восточно-Китайское море обеспечивает доступ к странам Восточной Азии, Северной Европы и Северной Америки. Желтое море особенно удобно для оборота товаров со странами Восточной Азии и Северной Европы. Понятно, что надежность и сохранность этих глобально значимых морских маршрутов становится одной из важнейших целей национальной безопасности страны. Здесь-то и кроется главная проблема для Китая: большая часть этих маршрутов проходит через несколько узких мест. К ним относится Ормузский пролив на Ближнем Востоке, Баб-эль-Мандебский пролив и Суэцкий канал между Африкой и Азией, Малаккский и Тайваньский проливы в Азии.

Особенную роль для Китая играют Малаккский и Тайваньский проливы, находящиеся в непосредственной близости от материка. Малаккский пролив – это кратчайший путь (и самый уязвимый: в самом узком месте он всего 1,5 морских мили шириной) между Тихим и Индийским океанами, через него проходит около 40% мирового товарооборота, в том числе большая часть сырой нефти, идущей с Ближнего Востока в Китай. Суда, перевозящие товары из Китая на рынки Европы, США и других стран, в основном следуют через Тайваньский пролив, проходя через Японию, Южную Корею и Тайвань.  В 2022 году через него проследовала более 80% крупнейших по тоннажу судов и более 40% мирового контейнерного флота. Важность обоих проливов очень хорошо видна на этой схеме, показывающей главные пути движения контейнеровоз и танкеров.

Если в результате конфронтации с США американцы и их союзники в лице Японии, Южной Кореи и других стран перекроют эти проливы, Китай окажется отрезанным от жизненно важных товаров, рынков и торговых путей. Страна является крупнейшим потребителем нефти, 80% ее потребностей приходится на импорт. Введение блокады только на этих 2 проливах поставит Китай в безвыходное положение наподобие того, в каком была Япония после объявления нефтяного эмбарго со стороны Штатов в 1941 г. Имеют ли Штаты возможность к такой блокаде? Вполне. Я не утверждаю, что они этого хотят, но вот возможность ее осуществить у них есть, пусть и с большим трудом, учитывая удаленность США от этих проливов. Здесь я приведу еще одну схему, на этот раз расположения американских военных баз в этом регионе. Схема чуть устарела, так как согласно последним договоренностям, Штаты увеличивают количество своих баз в Филиппинах до 9. Но тем не менее на ней хорошо виден вероятный контроль США над всей морской торговлей Китая.

Как мы видим из этих схем, Китай сталкивается со сложной геополитической ситуацией, несмотря на весь свой экономический и военный вес и у него есть веские основания беспокоиться, что ему могут отрезать доступ к ресурсам и рынкам в случае кризиса. 

Важность России для Китая

При чем тут Россия? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких областях сразу: географии, экономике и политике.

Если посмотреть на политическую карту мира, то мы увидим, что Китай на суше граничит с 14 странами. Не со всеми из них у него безоблачные отношения, к этому можно добавить 6 стран с морской границей, с каждой из которых у Китая есть территориальные споры. Индия – крупнейшие стратегический соперник, с которым к тому же бывали и вооруженные стычки. Вьетнам – все мы помним вьетнамо-китайскую войну. Южная Корея относится с огромной настороженностью к связям Китая с Северной Кореей. Филиппины имеют длительный территориальный спор по поводу принадлежности островов и морских пространств в акватории Южно-Китайского моря. Индонезия регулярно проводит совместные военные учения с США. Ну и, наконец, Япония – давний и злостный исторический враг Китая. В таком окружении любая разрядка в отношениях с Россией существенно укрепляет возможность китайцев сосредоточить свои силы в других местах вместо границы с Россией. А уж если удается превратить Россию в своего союзника, то это вообще огромное достижение. Пока Россия «кусает» Запад на европейском фронте через войну с Украиной, Китай может сосредоточить свои военные и политические усилия на фронте азиатском, который занимает его в первую очередь.

Экономические резоны сближения Китая и России хорошо видны из приведенных выше двух схем. Природные ресурсы России для Китая — это один из кирпичиков в построении ее энергетической безопасности. Страна очень грамотно уменьшает риски в этой сфере диверсифицируя поставки критических ресурсов и Россия, с сухопутной границей, что важно, играет здесь не последнюю роль. Основные энергетические продукты, такие как нефть, уголь и газ, составляют примерно две трети импорта Китая из России. Только сырая нефть составляет более половины импорта. Еще в довоенном 2021 г Китай импортировал российскую сырую нефть на сумму около 40,5 миллиардов долларов, около 16% от общего импорта нефти, что сделало Россию вторым по величине поставщиком после Саудовской Аравии.

Кроме того, Россия может играть роль альтернативного торгового маршрута на западные рынки, как сухопутного, так и морского через Арктику. Правда Путин своим вторжением в Украину значительно подпортил планы насчет сухопутного коридора в Европу и Китай теперь вынужден искать другие варианты через страны Центральной Азии.  Тем не менее расширение экономических связей между двумя странами шло ударными темпами еще в довоенные времена: с 63,5 млрд долларов в 2015 г до 146,9 млрд в 2021.

И, наконец, политика, пожалуй, самый яркий связующий фактор. В политическом плане политические лидеры Китая и России являются чуть ли не близнецами: оба выстроили авторитарные вертикали власти, оба жестко давят несогласных, оба претендуют на пожизненное правление, оба числят себя собирателями земель. Одна из главных скреп нового союза Китая и России, которую часто недооценивают в Украине — это личные отношения их руководителей.

Си Цзиньпин также девять раз ездил в Россию с 2013 года, что более чем вдвое превышает количество поездок, которые он совершил в любую другую страну.

Обе страны опасаются международного порядка, в котором доминируют США и который, по их мнению, подрывает их интересы. Они придерживаются похожих взглядов, согласно которым Вашингтон, при поддержке своих союзников, стремится подорвать их политические системы, распространяя «бациллу» либерализма. Как в свое время сказал Дэн Сяопин, «если вы откроете окно для притока свежего воздуха, вы должны ожидать, что с воздухом прилетят и мухи» в виде подрывных политических сил, «цветных революций» и так далее. Для Китая важно как можно дальше поддерживать Россию, которая, по сути, теперь все больше выступает в роли прокси-структуры для подрыва западного влияния по всему миру. Поэтому не стоит удивляться или обольщаться той позиции, которую Китай занял по отношению к войне в Украине. Запад считает, что действия России являются вызовом основанному на правилах порядку, который в ответ необходимо укрепить. В Пекине преобладает мнение, что конфликт показывает, что мир вступает в период беспорядков, вызванных упадком мощи Запада, и этот порядок должен быть пересмотрен, чтобы расширить возможности других стран, в первую очередь Китая.

Чем союз России и Китая грозит Украине

Теперь, когда в союзе двух стран Россия заняла четкую позицию младшего, но очень полезного, партнера, Китай будет всячески поддерживать ее, и скрыто, и явно, не давая проиграть в конфликте с нашей страной. У нас часто делают ошибку,  когда рассуждают о способности России к ведению длительной войны, сравнивая промышленные ресурсы России с совокупными ресурсами Западной коалиции, оказывающей нам помощь. Как на мой взгляд, это в корне неверно в нынешних условиях. Как показано выше, Россия также является участником коалиции, только коалиции антизападной. Сравнивая военно-промышленную мощь (а не производственную базу вообще) Китая, России, Ирана и Северной Кореи с совокупным ВПК США и Европы, слабость которых, как я уже писал в предыдущих обзорах, признают сами американцы, можно сделать вывод, что противостояние на данный момент Западу не выиграть, даже если он захочет активно в него включиться. Уж если одна Северная Корея смогла поставить России миллион снарядов за несколько недель, в то время как объединенная Европа с трудом наскребла для нас 300 тысяч почти за год, то что будет, если скрытая поддержка Китая перейдет в явную, я даже не представляю.  Огненные валы по всей линии фронта станут нашей повседневностью. Нам пора уже начинать реально оценивать положение Украины и перестать дурить людям головы о всеобъемлющей и скорой победе.  Нам как бы и то, что с таким трудом было отвоевано, не потерять опять в следующем году, когда Россия начнет ближе к лету свое очередное большое наступление. А она его начнет обязательно: пусть не бурным потоком, но деньги все также в страну текут, промышленность работает, производство вооружения хоть и медленно, но неуклонно растет, Корея с Ираном никуда не делись, да и Китай на подхвате, осталось только после очередных «выборов» Путина призвать под ружье еще тысяч 400-500 очередных баранов на заклание (уже даже до Данилова это дошло). Что мы им тогда противопоставим? Вечерние видеоролики Зеленского с призывами и сказки из президентского офиса? Или военные патрули на улицах, крутящих руки все мужчинам призывного возраста?

Залужный в своей статье выразился четко и ясно: мы сейчас находимся в позиции военного тупика. Запад ни психологически, ни физически не в состоянии предоставить средства, которые позволили бы нам выйти на новый уровень и этот тупик прорвать. Международная ситуация для Украины уже значительно ухудшилась и представляется еще более тяжелой в ближайшем будущем. Только слепой, ну и президент с командой, этого не видит или не хочет видеть. Чтобы нынешний тупик не превратился для нас в позор будущего поражения, нам нужны новые подходы. Да, нужно идти договариваться с Польшей, нужно решать вопросы с Венгрией, пусть и ценой уступок, нужен возврат Украины в информационную повестку, нашим дипломатам нужно день и ночь ходить по телеканалам и редакциям стран пребывания и с цифрами рассказывать обывателям, почему им выгодно нас поддерживать, нужно много чего еще. Хватит витать в розовых облаках, пора опуститься на почву реальности.

P. S. Судя по последним заявлениям президента даже до него и его офиса, начинает доходить, насколько серьезно меняется обстановка для нас и в мире, и внутри страны. Жаль, только, что выводы из этого он не делает.

Оставить комментарий

Эксклюзивные публикации

Реклама на сайте