• На главную
  • Укрaинa
  • Угроза тотальной блокады границы Украины и Польши 2.0: как избежать худшего?

Угроза новой блокады границы Украины с Польшей требует немедленных действий.

О том, что граница Польши с Украиной снова будет полностью заблокирована польскими фермерами 02.02.2024 сообщил бывший министр сельского хозяйства Польши, ныне депутат Сейма от бывшей правящей партии – Роберт Телюс. На этот раз блокаду границы организует Независимый самоуправляемый профсоюз индивидуальных фермеров (НСПС ИФ) «Солидарность», членом президиума которого также является упомянутый выше господин Роберт Телюс. В коммюнике, опубликованном на сайте НСПС ИФ «Солидарность» указано, что организация начнет блокаду всех пограничных переходов с Украиной 09.02.2024 в 10:00. Информации о том, будет ли также заблокировано железнодорожное сообщение – не указано, но этого также нельзя исключать. Причиной блокады организаторы называют протест против политики ЕС, в частности они не желают импорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров из Украины.

Если Украина срочно отреагирует, то этого вполне можно избежать. Все предыдущие разы границу с Украиной блокировали не фермеры или перевозчики, а польская полиция, что в конечном итоге было очевидно всем. Сами протестующие, согласно законодательству Польши, не могли получить разрешение на блокирование дорог, пересекающих границу, или ведущих к пограничным пропускным пунктам, поскольку такие дороги имеют статус государственных «drogi krajowe». Органы местной власти и самоуправления не имеют права распоряжаться этими дорогами и выдавать разрешения на их блокирование. Разрешения выдавались на проведение демонстраций не на проезжей части этих дорог, а рядом с дорогами. Блокирование же осуществлялось как бы для обеспечения безопасности протестующих. Ради справедливости следует отметить, что польская полиция таким же образом ранее обеспечивала безопасность также и украинцев, которые протестовали против продолжения транспортного сообщения с Белоруссией и Россией на границе Польши с Белоруссией. То есть для предотвращения повторных блокад границы Польши с Украиной, которая также является границей ЕС, достаточно, чтобы подразделения министерства внутренних дел Польши, в частности, полиция, обеспечили безопасность протестующих не путем перекрытия государственной дороги и границы, а иным способом. Например, путем установления ограждения мест протеста на обочине дороги и выделения соответствующего количества охраны для протестующих. Именно это должны были требовать украинские правительственные чиновники еще с начала блокирования границ. Тогда правительство Польши либо взяло бы на себя ответственность фактически за денонсацию соглашений с ЕС в одностороннем порядке, либо обязало полицию обеспечить безопасность протестующих без блокирования проезжей части государственных дорог и границы Польши и ЕС с Украиной.

В то же время Украина должна также коммуницировать с польским обществом. Потому что в Польше, как и в любой демократической стране, если «власть» не исполняет волю народа, то быстро перестает быть «властью». Необходимо донести до граждан Польши, что блокада границы с Украиной никак не может решить проблемы польских фермеров, о чем я подробно писал ранее в профильном издании. Если очень кратко, то проблемы польских фермеров возникают из-за того, что они на протяжении многих лет занимаются заведомо убыточной деятельностью. Например, мировая цена пшеницы на Товарной Бирже в Нью-Йорке (NYMEX) в пересчете на 1 тонну составляет около 200 евро, средняя урожайность пшеницы в Польше (как и в Украине) – 4,5 тонны с гектара. Таким образом, валовый доход (следует подчеркнуть, что не прибыль, а доход) с гектара за счет продажи зерна пшеницы по мировой цене равен примерно 900 евро. Согласно расчетам Великопольской Сельскохозяйственной Палаты, актуальная стоимость выращивания 1 га пшеницы в Польше составляет 8381 злотый, или около 1905 евро. Такая ситуация существует десятилетиями. Никакие изменения в регламентах ЕС не могут изменить эту ситуацию. То есть низкие доходы фермеров Польши – это не вина ЕС, который, наоборот, компенсирует польским фермерам убытки. И тем более это не вина Украины. Неправомерные действия со стороны Польши, то есть такие, которые прямо нарушают договора с ЕС, напоминают пиление ветки, на которой сидишь. Может ли фермерская деятельность в Европе быть прибыльной? – Конечно может. Например, в Нидерландах фермеры не имеют таких проблем, поскольку развивают у себя высокотехнологичное сельское хозяйство. В 2021 году экспорт сельскохозяйственной продукции Нидерландов составил 75,7 млрд евро, при общей площади обработки 1,8 млн га. Для сравнения, экспорт аграрной продукции Украины в 2021 году составил 27,8 миллиарда долларов, то есть примерно в 3 раза меньше, при площади сельхоз. земель большей более чем на порядок. То есть мощность украинского агросектора, мягко говоря, несколько преувеличена. Средний экспорт с гектара в Нидерландах составил 42056 евро. Понятно, что Нидерланды не выращивают зерно, доход от продажи которого на 1 гектаре составляет 900 евро, соответственно мировым ценам. Зерно для фермеров Нидерландов – это сырье – корм для животных. Они занимаются его переработкой на молоко и мясо. Также они занимаются, например, выращиванием овощей в современных теплицах, урожайность которых составляет до 100 тонн с гектара, при оптовой цене тонны таких овощей 500 евро, что дает доход до 50 тыс. евро с гектара, сравните с доходом от продажи зерна – 900 евро. То есть предыдущее правительство должно было создавать соответствующие инвестиционные, обучающие и т. д. программы для польских фермеров. Лично этим должен был заниматься господин Роберт Телюс, который сейчас организует протесты. Это нужно коммуницировать польскому обществу и, в частности, фермерам. И делать это нужно было еще с 15.04.2023 года, когда правительство Польши ввело эмбарго украинского зерна.

Украинскому бизнесу необходимо взять на себя вопрос адвокации, то есть представления позиции Украины в отношениях с Польшей и ЕС в свои руки. По крайней мере на данном этапе, до окончания войны. Поскольку государственная администрация, которая получает за это средства из налогов, в частности МИД и посольство Украины в Польше, проявили свою профнепригодность. Из-за этого неправомерные действия, такие как односторонние эмбарго украинской продукции и блокады западной границы, стали уже обычным делом. Не сделав практически ничего, украинская государственная администрация сумела создать впечатление, будто поссорилась со всеми соседями, и теперь необходимо заново налаживать отношения.

Конечно, можно переложить ответственность на предыдущее правительство Польши, сформированное партией «Право и справедливость» (ПиС), которая накануне выборов решила обвинить Украину в инфляции, низком уровне жизни польских фермеров и всех других проблемах, возникших в течение более чем 8-летнего пребывания этой политической силы у власти. Они действительно это сделали, используя Украину в качестве «жертвенного козла» то бишь «козла отпущения» через кампанию в контролируемых ими СМИ. Однако, зачем тогда Украине вообще посольство? Улыбаться и выдавать стандартные фразы в стиле «надеюсь, нашим странам удастся договориться» может и манекен с функцией самого простого чат-бота. Необходимо вести предметный диалог, прежде всего, с польским обществом, а также обществами других стран ЕС.

Была ли такая коммуникация с польским обществом для представления украинской позиции по обвинениям Украины во всех бедах? Сколько комментариев или интервью польским СМИ дал посол Украины в Польше по вопросам блокады украинской продукции, которая началась с 15 апреля 2023 года и продолжается до этого момента? Сколько мероприятий организовано по этому поводу по инициативе посольства? Сколько статей в польских СМИ написано, чтобы донести позицию Украины по этому вопросу до польского общества? Судя по материалам, размещенным на сайте посольства – ноль! Единственным мероприятием, организованным за этот период по инициативе украинского посольства в Польше, был футбольный турнир с участием команд дипломатических учреждений, аккредитованных в Польше. На сайте посольства есть позиция по дню Нельсона Манделы, позиция по кризису на Ближнем Востоке, заявление по всемирному дню свободы прессы и другая симуляция деятельности. Нет ни одного заявления, мероприятия, статьи или интервью польским СМИ по эмбарго на украинскую продукцию и блокаде границы. Ни одной позиции. Следует отметить, что МИД не может подготовить такую позицию без посольства, которое должно обладать политическим, экономическим и информационным контекстом страны, знать менталитет и чувствовать настроения общества. А со стороны этого посольства – полная профанация работы. Вадим Пристайко, который отлично выполнил работу посла в Британии – уволен. Однако руководитель польского посольства, который допустил провал исторического масштаба – далее находится на занимаемой должности. А по такой кадровой логике, видимо, скоро возглавит министерство вместо Кулебы.

Польша является страной, которая одной из первых предоставила Украине оружие, в том числе самолеты, открыла свои границы и искренне встретила миллионы (!) украинских беженцев, является вторым (после КНР) по величине торговым партнером Украины и крупнейшим импортером украинских товаров, страной, через которую проходило более 50% логистических потоков Украины, в том числе военных. Как Украина позволила ухудшить отношения с этим народом? Нужно понимать, что политики делают позитивные вещи именно по воле народа. И именно с народом следует начать разговаривать, и это следовало делать еще весной прошлого года, но сейчас, конечно, тоже не поздно.

Причины такого негативного отбора кадров должны стать предметом отдельной статьи, а сейчас следует сосредоточиться на том, чтобы нашим народам достичь взаимопонимания. Поможем в этом стремлении правительству Дональда Туска.

Как поляки, в частности, польские аграрии, воспримут разработанную мной позицию Украины? – Позитивно, потому что это адекватная позиция, основанная на логике и расчетах. Эта позиция опубликована автором в профильных польских изданиях, в частности в «Ведомостях торговли» и «Аграрном предпринимателе», неоднократно озвучена на мероприятиях, посвященных украино-польскому сотрудничеству. Эту работу автор вынужден делать как общественный активист, из-за неравнодушия, потому что не может спокойно смотреть на «эти адские муки». В то время как существует целый торгово-экономический отдел в посольстве, не говоря уже о правительстве как таковом. Благодаря указанным публикациям автор приглашен для участия в «9-м Европейском конгрессе менеджеров агробизнеса», который состоится в Польше 22 февраля. Значительное внимание будет уделено сотрудничеству с Украиной. В этом мероприятии также будут участвовать польские чиновники: Министр сельского хозяйства и развития села – господин Чеслав Секерский, и его заместитель – господин Михал Колодзейчак. С последним автор будет общаться в рамках панельной дискуссии. Возможности сотрудничества с Украиной обсуждаются практически на каждом деловом мероприятии в Польше, потому что поляки пытаются найти пути и возможности для такого сотрудничества. Почему в таких мероприятиях не участвуют посол Украины или другие представители украинского правительства? Ответ довольно прост – нет идей, нет позиции, не с кем и не о чем говорить. Компетентных людей, которые имеют и выражают свои мысли, в рамках существующей управленческой культуры ждет судьба господина Вадима Пристайко. Эффективность измеряется не результатами деятельности, а тем, как человек умеет угодить своему суверену или господину. В условиях феодальной культуры в государственной администрации Украины, руководителей более уместно называть именно так. Поэтому Пристайко – уволен несмотря на огромный успех, а нынешний представитель Украины в Польше чувствует себя хорошо несмотря на огромный провал. Людей, которые прошли отбор и остались на должностях в рамках этой культуры, естественно, не будут приглашать, потому что их главной компетенцией является умение угождать руководству, порой, достаточно специфическим способом. С ними не о чем говорить.

С поляками и другими европейцами можно договориться. Но это может произойти только благодаря их собственному желанию и работе общественной среды Украины, в том числе ассоциаций бизнеса. Посредством организации прямого диалога с европейскими друзьями и партнерами. Примером такого соглашения может быть Совместное обращение польских и украинских организаций, подписанное на «20-м Форуме молочной кооперации», который прошел 20-21 сентября 2023 года. Автор лично имел честь участвовать в разработке и согласовании этого документа, его суть можно свести к одной фразе: «Молочные предприятия в Польше и в Украине поддерживают свободную торговлю без каких-либо политических ограничений, пошлин, квот и других ограничений, с прозрачными и стабильными правилами, которые являются предсказуемыми и одинаковыми для обеих сторон». И, в заключение, показательно, что в этом форуме также участвовали тогдашние польские профильные государственные деятели высшего ранга, в частности министр Аграрной политики и развития села – господин Роберт Телюс, а также еврокомиссар по аграрной политике – господин Януш Войцеховский (доклад которого, собственно, также касался Украины). Высокоуважаемое украинское правительство в определенный момент также согласилось делегировать двух своих представителей в лице заместителей министра профильного министерства. Один из которых не смог приехать из-за того, что НАБУ и САП открыли против него уголовное дело, а другой просто отказался без объяснения причин. Тот заместитель министра, который отказался без объяснений, просил организовать для себя номер в отеле со специальной кроватью, потому что имеет около 2 центнеров живого веса, что организаторы вежливо выполнили. Но самое смешное, что просил он это для себя не сам, это делала секретарша его помощника. Секретарша помощника заместителя министра... Понятно, что у такого уважаемого и высокопоставленного господина заместителя министра много других дел и ему некогда ехать общаться с какими-то там польским министром, еврокомиссаром или польскими СМИ в рамках мероприятия.

Таким образом, если украинский бизнес не хочет постоянно быть в роли «жертвенного козла», следует взять дело в свои руки, лоббировать свои интересы и договариваться самостоятельно, это без альтернатив. Позитивная новость в том, что договориться вполне возможно, если над этим поработать. Искренне приглашаю к сотрудничеству.

Автор: Юлий Зоря, польский предприниматель украинского происхождения, эксперт по вопросам торговли и организации сотрудничества между Украиной и Польшей.

Оставить комментарий

Эксклюзивные публикации

Реклама на сайте