В борьбе российого и украинского нарративов выигрывает время. У кого его в запасе больше, тот может тянуть игру до момента, когда у оппонента закончатся ресурсы и воля.

Один мой знакомый тупо пошутил. Или думал, что пошутил. Шутку его услышал другой знакомый. Скажем там, «шутка» содержала уничижительный термин для обозначения расы, с которой ассоциировался мой второй знакомый. Который, вполне ожидаемо, обиделся. Когда первый попытался извиниться, второй заметил, что это не в раз первый «шутит» подобным образом и напрочь отказался с ним говорить и иметь дело вообще.

Шутник тоже очень расстроился.

  • Я не расист, - уверял он меня, - я просто шутил, я наоборот предпочитаю встречаться с небелыми девушками!
  • Немного расизма замечаю я тут, - ответил я голосом Мастер Йоды. - Я то знаю, что ты не расист. И почти добавил «а просто дурак», но не стал.
  • Но понимаешь, - продолжил я, - люди не знают, да и не должны знать, что там у тебя в черепушке, они судят по твоим словам и делам, и не обязаны понимать контекста.
  • Но он же на меня ярлык расиста нацепил, - никак не мог угомониться мой собеседник, - я теперь буду носить такой ярлык, что несправедливо ко мне!
  • То есть, - не мог удержаться я от сарказма, - в этой ситуации именно ты являешься жертвой, обидели на самом деле тебя!
  • Да! - воскликнул идиот, совершенно не замечая абсурда разговора, - именно я и есть настоящая жертва тут!

Ещё 10 лет тому назад я напоминал моим украинским друзьям, что любая риторика, любая символика имеет свои последствия. Особенно связанные с отношениями и историей Украины и России, украинцев и русских, украинского и русского. Это не считая остальных.

Это я знаю нюансы истории Украины, но американцу или канадцу знать их не обязательно. Им показывают ветерана дивизии СС «Галичина» и её почитателей и последователей сегодня, и всё, что они видят, это то, что в их восприятии является «нацизмом». А нацизм, наряду с коммунизмом, для них абсолютное и величайшее зло. Они не знают почему, просто такое убеждение, вынесенное из школы и массовой культуры.

Поэтому я тогда советовал поменьше махать на камеру флагами и руками в определённой конфигурации, потому что кроме российской пропаганды, эти образы транслируются и на Запад. Тот самый Запад, от которого так зависит Украина. Я понимаю, что вы троллите Россию, но заодно вы троллите и Запад, где достаточно политических сил, готовых использовать их в своих домашних политических целях. На Украину им плевать, но если, скажем, в США это даёт возможность республиканцам подгадить Байдену, то почему бы и нет? Им дали оружие, которое они, понятно, используют. Можно жаловаться, что они поступают нечестно, а можно просто им не давать такое оружие. Потому что теперь они, используя данное им пропагандистское оружие, блокируют поставку Украине настоящего оружия, без которого российскую агрессию не сдержать.

«Не лезь в наши дела, - отвечали мне разгневанные украинцы, - мы сами тут разберёмся и без вас!» Но деньги слать? «Да, деньги слать непременно! А мы тут сами с ними разберёмся.»

К сожалению, то, как в Украине разбираются с присланными деньгами уже сложилось в устойчивый стереотип. И постоянные сообщения об очередном коррупционном скандале лишь подтверждают его.

Да коррупция везде, скажете вы, и будете правы. Но беда в том, что коррупция, действительно, везде, а стереотип только у вас. Потому что вместо «А что о нас подумают?» вы настаиваете «Лопайте, что дают!»

Мы не учёные, политика не научная дисциплина, в нашем восприятии всё строится на образах и нарративах. Так мы устроены биологически. Любые образы и нарративы всегда если не ложные, то неполные, в силу особенности самих образов и нарративов.

До сих пор по миру проходят многолюдные демонстрации в поддержку Палестины. Что это конкретно значит, никто там толком и не знает, да оно им и не нужно. В деталях никто не копается. Оккупация, геноцид, апартеид! И всё! Знающий человек скажет, что это либо сознательная ложь или бред сивой кобылы, но люди то выходят на улицы и влияют на политический процесс в их странах. Образы и нарративы не обязаны базироваться в реальности, а просто соответствовать восприятию людей.

Почему такого не происходит в отношении Украины? Особенно на низовом, массовом уровне. Да, правительства западных стран беспрецедентно помогают Украине и украинцам, часто за счёт и к неудовольствию других иммигрантов. Но тысяч, заполняющих улицы каждую неделю, кк в случае с Палестиной, не видно.

Правда, есть тут один важный фактор — Россия тоже не Израиль. К Израилю применяются такие высокие стандарты, которым никто нигде никогда соответствовать не в состоянии, хотя Израиль и пытается. И ему не позволяют довести ни одну войну до логического конца. Я не говорю антисемитизм, но был бы Израиль не еврейским государством, судили бы его по таким завышенным мерками?

Тем не менее. Страх первых недель войны сменился эйфорией первых побед, сползших в уныние от затянувшегося конфликта без явного победителя. Стратегически Россия проиграла, тактически Украина выиграла. Дальше что?

Долгие войны, даже на другом конце света, неизбежно приводят к усталости и раздражению. Особенно на фоне внутренних социальных, политических и экономических проблем, реальных или надуманных, неважно.

И тогда люди начинают искать повод для прекращения участия, пусть и опосредованно, в конфликте. И находят, ибо было бы желание, а повод найдётся. И вот тут нарративы и образы, культивируемые в Украине для внутреннего потребления и троллинга россиян, начинают работать против неё на Западе. Восторг 2022, сопровождавший выступления Зеленского в военном оливком свитере, сменяется раздражением — опять он денег у нас просит. А в интернете говорят, что он купил три дома и две яхты. А у нас самих жилищный кризис и иммиграция.

Объяснять пролетарию геополитику бесполезно. Он ведь пролетарий не от большого ума. Он знает только, что сам он живет хуже, а Зеленский, согласно интернету, лучше. С какой радости ему поддерживать Украину и голосовать за политиков, обещающих продолжать поддержку Зеленскому с яхтами и квартирами.

Умение продавать себя, свой образ и нарративы другим, людям другой культуры и иного способа мышления, невероятно важно современном мире. Ходят люди по американским городам с транспарантами, утверждающими поддержку ЛГБТ народу Палестины и Газы, хотя в той самой Газе ЛГБТ бы не поздоровилось.

Это не вопрос пропаганды, как её понимают в Украине. Да и пропаганду там понимают плохо. Лет так 8-10 назад пытались запустить украинский вариант РТ для западной аудитории и с треском провалились. Я пытался смотреть, но вскоре бросил. Нудно, больше похоже на бормотание для себя, чем попытку повлиять на умы и изменить их мышление в пользу Украины.

РТ гораздо эффективнее, не зря же его стали запрещать в разных странах. Что ни говори о российской пропаганде и тролле-ботах, а создавать в соцсетях нужный им шум они умеют, пусть и с разной долей успеха. И то, что в интернете полно людей, занимающихся опровержением российских вбросов, говорит о глубине проникновения российских провокаторов.

Потому, что в отличие от украинцев, они неплохо определяют целевую аудиторию и подбирают нужные инструменты воздействия на неё.

Украинцы, по крайней мере в моём опыте, просто не интересуются с кем они имеют дело, а просто вываливают на других свой взгляд на вещи, забывая, что у других людей имеются другие точки отсчёта, другие ценности и комплексы.

А это приводит тому, что Палестина и Газа воспринимаются, как человеческая трагедия, вызывающая эмоциональную реакцию, которой плевать на геополитические расклады и реальные причины конфликта. А вот Украина с её нуждами напротив ушла в область геополитической абстракции, которой интересуются на уровне правительств и бюджетов, но в головах большинства населения не особо регистрируется, а если и регистрируется, то часто с негативными коннотациями.

Как показало недавнее решение Медународного суд ООН, термины, которые в Украине постоянно используются в отношении к России и россиянам, такие как «нацизм», «терроризм», «расизм», «геноцид», в юридическом контексте не работают, потому что это оскорбления врага, а не доказуемое обвинение. Оскорбление и не обязано быть доказуемым, но не стоит его использовать в качестве аргумента.

В борьбе российого и украинского нарративов выигрывает время. У кого его в запасе больше, тот может тянуть игру до момента, когда у оппонента закончатся ресурсы и воля.

Вполне возможно, что после серии важных выборов, которые пройдут в этом году по миру, и самые главные — ноябрьские в США, к концу 2024 ресурсы и воля станут более определёнными.

И я не уверен, что предлагаемый сегодня Украиной нарратив, её образ, сможет повлиять на решения в пользу Украины.

Я считаю, что Трамп с треском проиграет осенью и мир вздохнет с облегчением, а Путин сдохнет от злости.

Но я могу ошибаться, и негативное восприятие Украины, усиленной проталкиваемое российскими ботами и полезными дурачкама типа Илона Маска, поможет вернуть к власти Трампа и бездумную орду его слепых последователей, которые без хаоса просто не умеют жить. И что тогда?

Мне замечают, «А вот Израиль тоже проигрывает Хамасу в пропаганде». На что я отвечаю, что Украина-  не Израиль, и меряться проигрышами - удел неудачников. Которым зудит снести тачанку и запретить языки, но вот донести до мира современный, без казаков и «Галичины», украинский нарратив, который выведет тысячи на улицы в гневном протесте против путинской агрессии, как-то руки не доходят.

Грубо говоря, главное умение на Западе — умение продать себя. В хорошем смысле.

Оставить комментарий

Эксклюзивные публикации

Реклама на сайте